На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку (9 класс) за 2009 - 2025 годы.
Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку состоят из трех частей.
Первая часть представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Вторая и третья части содержат задания, которые выполняются на основе одного и того же прочитанного текста. Вторая часть содержит задания двух типов: задания, где нужно выбрать один или несколько из предложенных ответов, и задания, где нужно самому дать краткий ответ.
В третьей части нужно выбрать одно из трех заданий и дать на него развернутый аргументированный ответ (необходимо написать сочинение-рассуждение).
Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку также содержат систему оценивания экзаменационной работы. В системе оценивания приведен текст для прослушивания, необходимый для выполнения задания 1. К заданиям второй части даны правильные ответы, а к заданиям первой и третьей частей приведены критерии оценивания.
В демонстрационном варианте ОГЭ 2025 года по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2024 года произошли следующие изменения:
- В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение на основе опорного текста) последовательно использовано понятие «пример» без дифференциации на пример-иллюстрацию и пример-аргумент.
- В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 снято ограничение на способы обращения к прочитанному тексту: не только в виде цитаты или ссылки на номера предложений, но и, например, в виде сжатого выборочного пересказа.
- Переформулировано задание 13.1: цитата на лингвистическую тему заменена вопросом.
- Переформулировано задание 13.3:
- исключено требование давать определение понятию;
- включена возможность приводить примеры только из прочитанного текста;
- введено ограничение видов примеров из жизненного опыта: «Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации».
- Критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» во всех форматах развёрнутого ответа переименован в «Логичность речи»; скорректировано понятие критерия «Композиционная стройность».
- Увеличено с 2 до 3 максимальное количество баллов по критериям ГК1 «Соблюдение орфографических норм», ГК2 «Соблюдение пунктуационных норм», ГК3 «Соблюдение грамматических норм» и ГК4 «Соблюдение речевых норм».
- Уменьшено с 10 до 8 количество баллов расхождения между двумя экспертами для выхода работы на третью проверку.
- Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы увеличен с 33 до 37.
- Уточнена технология использования орфографического словаря на экзамене.